Справедливость как национальная идея

29.12.2023
Уважаемые граждане области!
Обращаясь к вам с поздравлениями к новому году, мне хочется поговорить с вами о том, чего, как мне кажется, с каждым годом остается все меньше и меньше в нашей жизни – о справедливости. Все 2000-е годы отечественные идеологи пытались придумать национальную идею. Однако ничего кроме патриотизма для замещения коммунистических идеалов подобрать не смогли.

Почему же то, что вроде бы лежит самой на поверхности, то, что даже церковь ставит на первое место в иерархии общечеловеческих ценностей – справедливость, не подходит на роль национальной идеи?

Выскажу предположение, что именно тяга русского человека к справедливости не дает нашей стране принять западные ценности и вот уже несколько раз в своей истории возвращает нас к началу. Как выразился один из экспертов: «…то, что мы видим сегодня, не только и не просто «возвращение» к советским временам. Это вообще возвращение. К тому, что было всегда».

Я бы назвал такие «возвраты» своеобразным поиском пути. Это не означает, что мы никогда не вырвемся из круга похожих друг на друга исторических событий и будем ходить по нему бесконечно, из раза в раз возвращаясь к начальной точке. Некоторые специалисты предлагают искать причины нашего «блуждания» в особенностях русского характера. Нельзя не согласиться, что все народы имеют особенности своего национального характера. Немцы отличаются от итальянцев, англичане отличаются как от немцев, так и от других европейских народов. Но это не мешает им уже несколько столетий целенаправленно идти по своему пути цивилизационного развития. Это как с автомобилями. У них у всех разный характер. Но не он определят как и куда ему двигаться. Направление движения всегда задается либо необходимостью, либо выгодой.

Нельзя согласиться с тем, что приписываемая русскому человеку неорганизованность, несобранность и отсутствие внутренней дисциплины является теми причинами, по которым мы «топчемся на месте». Из такой теории следовало бы, что именно отсутствие этих качеств у народов западной Европы позволили им начать резко опережать в технологическом развитии весь остальной мир. Во-первых, против такого заключения имеется масса фактических обстоятельств в истории нашей страны, которые не согласуются с аргументацией сторонников вышеуказанной идеи. Во-вторых, свойство жизни заключается в способности к изменчивости, как правило в лучшую сторону,
во всех сферах жизни, отраслях экономики и общественных отношений. В свою очередь, объективной причиной любых изменений является необходимость, а не черты национальных характеров. Такой необходимостью для людей западной Европы являлась свобода.

Русскому человеку была более востребована справедливость, как универсальное средство защиты, а не свобода, как необходимая предпосылка добывания удовольствия.

Конечно, справедливость, выражаясь языком Э.Канта, «полна неясных представлений». За весь период цивилизационной истории человечества накопилось большое многообразие «видов» справедливости. В западном менталитете справедливость понимается по формуле – «все что законно – то справедливо», в отличии от нашего мировоззрения, в котором справедливость всегда превыше закона. Возможно, по этой причине западное общество, построенное на принципах свободы, равенства и конкуренции, рассматривает ее в целом как аморальное явление.

Справедливость в русском понимании всегда была сопряжена с установлением истины. По этой причине справедливость является абсолютно непререкаемой и безусловной. Она не имеет пределов и градаций по степеням. Она постоянна. Справедливость не может быть ограничена каким-либо законом, ибо применение любого закона направлено на ее достижение.

Люди, вступающие в КПРФ, в первую очередь видели в ней правопреемника справедливости. Именно по этой причине, полагаю, справедливость необходимо признать высшей ценностью на уровне Конституции. В свою очередь, развитие теории справедливости станет «струей свежего воздуха» в развитии идеи коммунизма, может стать тем, что мы могли бы предложить остальному миру, особенно близкому нам по духу и менталитету в качестве альтернативы безудержной свободы запада.

Вот такие мысли роются у меня в голове в канун нового года. Конечно же я хочу пожелать всем Вам счастья, поскольку человеку свойственно к нему стремиться. Тем же из вас, кто его обретет, советую спрятать и расходовать в течение года по чуть-чуть ????.

Будем все надеяться, что в новом году наступит, то, что каждый из нас ждет. Пусть он хоть немного прибавит уверенности в завтрашний день, месяц, и может быть даже в следующий за 2024-м, 2025 год.
Константин Лазарев