Проект федерального бюджета, который Государственная Дума будет рассматривать в первом чтении 24 октября, подготовлен правительством в беспрецедентно сложных условиях. Это условия войны на уничтожение, объявленной нам Западом во главе с англосаксонскими глобалистами.
Столкнувшись с историческим вызовом, мы обязаны глубоко осознать: без мощного социально-экономического фундамента и щита трудно рассчитывать на стремительное и успешное решение задач на передовой. А для того, чтобы такой щит создать, необходимо полностью отринуть разрушительное наследие «лихих 90-х».
И это самым прямым образом касается бюджета страны, от которого зависит финансовая основа её сохранения, развития и побед.
Задачи экономического фронта
Победную политику можно выстроить только при условии ясного осознания, что Россия сегодня воюет на двух фронтах. На том, где развернулось наше сражение с нацизмом и его американскими вдохновителями. И на фронте социально-экономическом, где мы обязаны одолеть недуги вымирания, массовой бедности, технологического отставания, кадровой деградации и коррупции.
Недуги, которые достались нам в наследство от гобачёвско-ельцинского предательства и тех, кто подло громил нашу Державу. Победы на обоих этих фронтах тесно взаимосвязаны и невозможны одна без другой.
В прошлом году перед рассмотрением бюджетного проекта наша команда подготовила двенадцать важнейших социально-экономических законов и бюджет развития. Но в итоге при утверждении бюджета большая часть предложений КПРФ была проигнорирована. А уже через три месяца, в конце февраля, президент Путин, выступая с Посланием, сказал, что его надо скорректировать в сторону увеличения на 7 триллионов. Это полностью подтвердило правоту партии.
В нынешнем проекте бюджета на 2025 - 2027 годы по ряду важных направлений сделан шаг в сторону наших требований. И мы не можем не выразить понимание и поддержку существенного увеличения расходов на оборону и безопасность.
Но от этого не становится менее значимой необходимость максимально сбалансировать бюджет для достойного обеспечения расходов на экономическое развитие, социальную сферу и сбережение народа. На повышение качества здравоохранения и образования. На укрепление отечественной науки и технологический прорыв. На поддержку национальной культуры и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Это те важнейшие задачи, которые сформулированы в послании и в стратегических указах президента. И все, кто работает над формированием бюджета, обязаны добиваться того, чтобы он этим задачам максимально соответствовал. Однако, к сожалению, мы не можем назвать внесённый в Думу проект по-настоящему отвечающим духу, требованиям времени.
Серьёзная оценка бюджета невозможна без анализа основных макроэкономических показателей. В сопровождающем проект прогнозе развития сказано: по итогам нынешнего года ВВП вырастет на 3,9% процента, что даже выше сегодняшних среднемировых значений. Но уже в 2025 году рост замедлится до 2,5%. И до конца прогнозируемого трёхлетнего периода не достигнет уровня 2024 года. Мы вновь скатываемся к отставанию, преодоление которого было названо важнейшей стратегической целью нашего государства.
Положительным и чрезвычайно важным является рост инвестиций на 10%, которого правительство ожидает в 2025 году. Но и он, согласно прогнозу, в последующие два года снова начнёт замедляться.
Нездоровым экономическим симптомом является и то, что импорт у нас по-прежнему будет по темпам роста опережать экспорт, что явно не соответствует другой важнейшей задаче – ускоренному импортозамещению.
Увы, не вызывают большого доверия и заложенные в бюджетном прогнозе показатели инфляции. На фоне роста цен на 7,3% в текущем году прогнозируется, что в 2025-м они увеличатся на 4,5%, а в следующие два года будут расти на 4%. В то время как экономисты делают практически единодушный вывод: реальное подорожание важнейших товаров исчисляется 20-30 процентами за год. И в течение очередной трёхлетки наверняка останется таким же.
Нельзя не обратить внимание и на то, что в течение всего трёхлетнего периода ожидается существенное снижение темпов роста фонда заработной платы. В результате чего доходы трудящихся будут обесцениваться под влиянием инфляции – даже официальной.
Отрадно, что в целом расходы бюджета вырастают в следующем году по сравнению с нынешним более чем на два триллиона рублей – до 41,5. Однако в прогнозе на 2026 год этот показатель вновь снижается до 18,1% и уже отстаёт от года текущего. А в 2027-м он падает до 17,4%.
Мы снова возвращаемся к плачевной ситуации, когда богатства страны, её потенциал всё меньше аккумулируются в государственном бюджете. Потому что огромная их часть по-прежнему оседает в карманах алчной олигархии, а не служит нашей победе, нашему успешному развитию и достойной жизни граждан.
Мириться с этим в нынешней обстановке мы не вправе. У нас есть все необходимые ресурсы для того, чтобы наращивать бюджет гораздо более высокими темпами. Это одна из ключевых задач с точки зрения национальных интересов. И её недопустимо приносить в жертву интересам олигархии.
Из представленного прогноза следует, что доля нефтегазовых доходов бюджета, составляющая в нынешнем году 31%, снизится в 2025-м до 27%, в 2026-м – до 25%, а в 2027-м – до 23%. Причины этого очевидны. Главная из них – враждебные санкции, которые служат оружием экономического удушения России. Нынешние объемы нашей торговли сырьём с Европой сопоставимы с уровнем 50-летней давности, когда СССР проложил туда первые газопроводы.
В такой ситуации все несырьевые отрасли необходимо с удвоенной силой мобилизовать на поступательное развитие. Но пока наша экономика остаётся ориентированной на сырьевую модель. А дать ей настоящий толчок, вывести страну на новый уровень опережающего развития, обеспечить нам конкурентоспособность и полноценное импортозамещение может только переход на высокотехнологический путь роста. Но он невозможен без принципиального пересмотра социально-экономического курса, который формировался три десятилетия назад и подгонялся под обслуживание американского глобализма. А не под экономику подлинно суверенной великой Державы. И без решения этого главного вопроса снова стать такой Державой невозможно.
Специалисты давно констатируют: наш бюджет минимум на две трети формируется не за счет реальной экономики, а за счет налога на добавленную стоимость, налоговых надбавок на экспортируемую продукцию, увеличения тарифов и штрафов. К сожалению, эта давняя тенденция даёт о себе знать и в проекте бюджета на следующий трёхлетний период.
Обещают существенный рост тарифов ЖКХ. Тарифы на газ со следующего года проиндексируют на 10,3%, на электроэнергию – на 12,6%. Это ещё один источник дополнительных доходов, который правительство находит в карманах граждан. Такие принципы формирования бюджета, увы, оказываются неизбежными, если не решается задача достижения уверенного экономического роста и обеспечения социальной справедливости.
Советский баланс и сегодняшние ошибки
Мы надеемся, что существенный рост расходов по таким разделам как «Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона» и «Национальная безопасность» направлен на решение самых насущных задач, которые время поставило перед нами. Но, при всех особенностях и объективных сложностях сегодняшнего дня, необходимо добиваться того, чтобы их решению соответствовало и финансирование других разделов бюджета. От этого зависит день завтрашний. То, каким окажется будущее страны.
Советская Держава непрерывно наращивала экономику, опираясь на высокотехнологичное производство. Вот почему она даже во время Великой Отечественной войны направляла до 17% бюджета в сферу образования. А в первые послевоенные годы расходовала пятую их часть на школы, вузы и передовую науку. Вот почему она смогла в кратчайшие сроки восполнить гигантские демографические потери, понесённые Советским Союзом в сражении с фашизмом. И уже через полтора десятилетия после той страшной войны первой в мире отправила своего сына - Ю.А. Гагарина в легендарный космический полёт.
Сегодня мы не можем оправдать низкий, отстающий даже от официальной инфляции рост расходов на национальную экономику - на 3% в 2025 году. И тем более – их снижение на 4% в 2027-м по сравнению с 2026-м. Ведь без решения насущных проблем в области экономики невозможно решить ни одну другую проблему, стоящую перед страной.
Нельзя не отметить с особой тревогой и недоумением снижение на 36,5% финансирования государственной программы развития сельского хозяйства.
На развитие рыбохозяйственного комплекса в 2025 году заложено 22 миллиарда рублей, в 2026-м уже только 20, а в 2027-м - лишь 18 миллиардов. Благодаря такому подходу Россия, имеющая колоссальные возможности для обеспечения своих граждан рыбной продукцией, завозит её из других стран, импортируя при этом рыбу далеко не лучшего качества.
Говоря об экономической политике, нельзя обойти вниманием ещё одно тревожное обстоятельство: межбюджетные трансферты, от которых зависит поддержка регионов, в 2025 году снижаются с учётом инфляции. А в 2026-м падают даже в номинальном выражении. Динамику роста, достигнутую в прошлом году, мы начали терять уже в нынешнем.
Одной из главных причин такой ситуации является не отвечающая подлинным национальным интересам финансовая политика. Ключевая банковская ставка, устанавливаемая Центробанком и достигшая в сентябре 19%, у нас почти в 4 раза выше, чем в США, где её недавно снизили до 5%. Почти в 5 раз выше, чем в Евросоюзе, где Европейский центральный банк опустил её до 3,65%. И почти в 10 раз выше, чем в Китае, где она ограничена двумя процентами. Непомерно раздутая кредитная ставка тормозит экономическое развитие, рост производства, технологическое обновление предприятий. Душит страну, средний и малый бизнес, обесценивает увеличение бюджетных ассигнований в экономику.
Такая финансовая политика ведет и к искусственному ограничению инвестиций. С нынешним уровнем инвестиций в важнейшие отрасли, в том числе обеспечивающие нашу продовольственную безопасность, невозможно добиться экономического суверенитета. Мы обязаны признать: решение стратегических задач, поставленных Президентом РФ Владимиром Путиным, останется неподъёмным без принципиального совершенствования бюджетной политики.
Половинчатое финансирование
Одна из главных опасностей, с которыми мы столкнулись – технологический износ инфраструктуры и коммунальной сферы. О нём настойчиво напоминают 60% изношенных сетей и коммунальные аварии прошлой зимы. Мы практически исчерпали мощные советские резервы, которые фактически проедались на протяжении нескольких десятилетий без технологического обновления.
Темп прироста аварийного жилого фонда продолжает опережать его расселение и капитальный ремонт того жилья, которое ещё не пришло в полную негодность. Согласно прогнозам министерства строительства, к 2030 году в стране будет уже 40 миллионов аварийных квадратных метров. Чтобы этого избежать, на расселение и ремонт потребуются 4 триллиона рублей. Но объём финансирования ЖКХ пока что не позволяет планировать такие расходы.
Мы настойчиво добивались кардинального изменения принципов финансирования ЖКХ. И имеем все основания рассматривать как свою победу решение правительства почти двукратно – на 87% - увеличить в 2025-м году расходы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство». Но это не оправдывает их новое снижение, запланированное на 2026-й сразу на 20%. С последующим сокращением затрат на коммуналку и в 2027-м.
КПРФ настаивает на поступательном наращивании расходов ЖКХ, разумной альтернативы которому просто не может быть при нынешней ситуации в этой сфере. И на реализации масштабной программы технологического возрождения страны. Такая программа требует полноценного бюджета развития, который нами разработан.
Нельзя не подчеркнуть особо, что в представленном проекте заложен значительный рост расходов по разделу «Охрана окружающей среды» - почти втрое за предстоящий трёхлетний период. В нашей стране сосредоточена самая значительная часть важнейших природных ресурсов Земли. В России расположена пятая часть лесов планеты, треть подземных вод и озёр и почти 20% ледников. Мы должны сделать всё для сбережения своих уникальных природных богатств, наших водных артерий и лесных массивов.
Нельзя смириться с запланированным в бюджетном