Шесть сценариев трагикомедии бюджета 2025-2027 годов

17.10.2024
Все уже слышали про успехи экономического блока правительства.
Внутренний валовый продукт по покупательной способности вывел страну на 4 месте в мире. Шутка ли?
Но по номинальному ВВП Россия на 8 месте в мире. А вот по ВВП на душу населения Россия занимает 55 место в мире.
Вот это 55-е место и определяет наш уровень жизни. Средняя социальная пенсия в России - 8634 рубля, а средняя пенсия по стране 20 975 рублей. В Дании средняя пенсия  около 2900 долларов или 265 000 рублей. В Норвегии — 2500 долларов или 228 000 рублей. В Швейцарии — около 2100 долларов или 192 000 руб.
      Во Франции минимальная пенсия - 635 евро или 60 744 рублей. В России минимальная пенсия – 7689 рублей почти в 10 раз меньше.
Зато в России, в 2024 году состоялось 125 долларовых миллиардеров, которые имеют совокупное состояние в 576,8 млрд. долларов. Для сравнения: Золотовалютные резервы России в 2024 году – 633,6 млрд. долларов.
     Доля в ВВП социальных расходов бюджетной системы составляет 10,8%, в развитых странах – 27%.
     Вот это расслоение общества по доходам привело к тому, что за 30 лет Россия потеряла 15,4 миллиона человек из-за повышенной смертности и 30 миллионов не родившихся детей. В советское время прирост населения был 10 миллионов каждое десятилетие.
Меняется ли политика в стране в сторону улучшения или нет, об этом нам скажет проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку.
Федеральный бюджет, представленный Минфином от имени правительства сформирован по базовому сценарию Минэкономразвития, которое разработало два сценария развития экономики «базовый» и «консервативный». Центральный Банк разработал 4 варианта развития событий: базовый, дезинфляционный, проинфляционный, рисковый.
Исполнение представленного бюджета будет зависеть от эффективности экономики, а экономика будет зависеть от денежно-кредитной политики.
    Денежно-кредитная политика в свою очередь будет зависеть от инфляции. Уровень инфляции в 2024 году предполагается 7,4%, хотя сегодня составляет около 9%, но, начиная с 2025 года финансисты считают, что инфляция будет 4,5 – 4%. С учетом повышения налогов и обязательных платежей, инфляция меньше 2024 года быть не может.
     Все это не оставляет сомнений, что цены будут расти, потому что все эти изменения прямо и косвенно лягут на цену товаров.
Независимые эксперты предполагают, что ключевая ставка может быть на уровне 20-21%. Это беда для экономики! Инфляция же наоборот пойдет вверх. Кредиты станут недоступными, производство товаров сократится, значит, они станут дороже, да еще повысится их себестоимость за счет отнесения на нее процентов по кредитам.
Другим драйвером роста инфляции становится курс доллара. Его рост с 91,2 рубля в 2024 году до 103,2 рубля в 2027 году. Учитывая, что импорт растет с 245 до 357 млрд. долларов и Россия закупает около 70% промтоваров, то наивно рассчитывать, что инфляция расти не будет.
Это отражается на эффективности реального сектора экономики. Представленный Прогноз социально-экономического развития, правильнее назвать прогнозом упадка. Рост инвестиций сокращается с 7,8% в 2024 год
у до 2,1% в 2025 году. Рост промышленного производства снижается вдвое до 2%. Динамика роста ВВП падает с 3,9% в 2024 году до 2,5% в 2025 году. Прогноз социально-экономического развития сверстан на трехлетку по всем параметрам с падением темпов роста по основным показателям. Однако бюджет представлен с ростом доходов с 36 триллионов в 2024 году до 43 триллионов в 2027 году. Бюджет растет на 9 триллионов, а государственный долг растет на 14 триллионов. Вот вам эффективность экономики!
Официальное утверждение правительства, что экономика перегрета и требует охлаждения, не состоятельно. Рост ВВП 3,5% от низкой базы - это не рост и не перегрев. В Китае экономика в 12 раз больше российской и растет без перегрева на 5%. К тому же драйверами роста российской экономики являются услуги. К примеру, рост гостиничных услуг в прошлом году был на 11%, в 2024 году – 18%, причем стоимость услуг выросла на 10% плюс туристический сбор. Растут тарифы ЖКХ – на 11%, оборот розничной торговли вырос в прошлом году на10%, в 2024 году – на 7,7%. В прошлом году к росту ВВП был прибавлен рост товарных запасов на складах. Так что никакого перегрева нет! Услуги не перегреваются!
В 2025 году доходы федерального бюджета вырастут на 12% до 40,296 трлн руб., а расходы повысятся до 41,469 трлн руб. Причем, расходы на национальную оборону и внутреннюю безопасность, как прогнозируется, составят около 40% от общих бюджетных расходов России в 2025 году. Проект закона о бюджете предполагает увеличение расходов на оборону на четверть до пика в 13,2 трлн руб. или 6,2% ВВП в 2025 году. В 2026 году ожидается небольшое сокращение – до 12,8 трлн руб. (5,6% ВВП). Это значит, что война запланирована и по своей продолжительности станет длиннее Великой Отечественной.
     Для исполнения бюджетных задач Минфин также планирует наращивать госдолг. План заимствований на 2025 год – 4,8 трлн. руб., в 2026-ом – 5,1 трлн, в 2027-ом – 5,3 трлн руб. К 2027 году государственный долг вырастет до 18% ВВП с 15% в 2023 году. Это очень опасно!
Доходная часть федерального бюджета в 2025 году составляет 40,3 трлн рублей.
Доходы складываются на 2/3 из спекулятивного капитала. Всего в 2025 году будет собрано с населения и предприятий 29,363 трлн. руб. То есть 3 четверти бюджета – это капитал, полученный от увеличения цен на товары. В советское время основным налогом был налог на прибыль. Теперь он составляет в 2025 году – 4, 186 трлн. руб. Это говорит о том, что наша экономика уменьшилась или снизила эффективность в 10 раз и сегодня за счет реального сектора экономики страна не проживет.
Все эти изменения и прямо и косвенно становятся драйверами инфляции, которая ни 4,5, ни 4% не будет! Следовательно, все остальные макроэкономические показатели необходимо пересмотреть.
     Доходы от приватизации государственного имущества в 2024 году составят 11 млрд. рублей. С 2025 по 2027 годы сумма составит 7 млрд. руб., по 2,4 млрд. рублей в год. Планируется приватизировать 28 800 предприятий. Следует отметить, что доходы от управления государственным имуществом в 2024 году составили 2,04 трлн. рублей, но уменьшаются до 1,9 трлн в 2027 году (более чем на 100 млрд. рублей) за счет приватизации. 7 млрд. рублей получим от приватизации, 100 млрд. потеряем, где логика?
Несмотря на то, что в 2024 году цена на нефть – 70 дол. за баррель, в последующие годы запланировано без всяких оснований снижение цен до 65,5 дол/бар. Так же снижается цена на газ. Цены умышленно снижают для того, чтобы получить доходов больше и направить в ФНБ.
Объем ФНБ будет расти. На конец 2024 года он составит- 11,05 трлн. рублей, на конец 2025 года – 12,8, на конец 2026 года – 14,9, на конец 2027 года -14,4 трлн. руб. Ежегодно из бюджета в ФНБ будет изыматься более триллиона рублей. Использование средств ФНБ не планируется, за исключением 2025 года (600 млрд. руб.) Во время войны изымать деньги из бюджета и закладывать в кубышку – это преступление.
Импорт вырастет на 67 млрд. дол. к 2027 году. Это свидетельствует о том, что импортозамещения не будет.

РАСХОДЫ:
     Общие расходы федерального бюджета в 2025 году составят почти 41,5 трлн руб. (общий дефицит — 1,17 трлн руб.).
     Российские расходы по статьям «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» должны составить около 40% от общего объема расходов бюджета. Это больше, чем совокупные расходы на образование, здравоохранение, социальную политику и национальную экономику вместе взятые. Военный бюджет растет на четверть с 10,4 до 13,2 трлн. рублей в 2025 году – это 6,2% ВВП.
    Прошлогодний трехлетний бюджет РФ, утвержденный Госдумой, предполагал, что военные расходы после резкого роста в 2024 году почти так же резко снизятся в 2025-2026 годах. Однако этого не произошло.
Постоянное вливание денег в армию и силовые структуры усугубляет существующие дисбалансы в экономике. Проще говоря, российское руководство предпочитает наращивать военную мощь вместо того, чтобы заботиться о долгосрочной экономической стабильности. Просматривается известная тенденция, что главным драйвером экономического роста будут военные расходы. Но для того, чтобы ВПК тянул за собой остальную экономику, его продукция должна пользоваться постоянным, а еще лучше — растущим спросом.
     Однако в бюджете не заложены такие решения.
     Расходы на науку: Расходы бюджета на науку увеличат на 20% в 2025 г.
Но они по-прежнему будут в 2–3 раза ниже нормы
   На сельское хозяйство: Финансирование предусмотрено в объеме 500 млрд. рублей. На 60 млрд. руб. меньше 2024 года.
   На национальную экономику заложены средства, не способные решить эти проблемы. С 2025 по 2027 годы суммы не сильно расходятся: 4,354, 4,786, 4,711 трлн. руб. Рост 10% в 2026 году. В дальнейшем рост прекращает, хотя потребность в этом только нарастает!
     На социальную политику на 2025-2027 годы предусмотрены 6,492, 7,19, 7,24 трлн. рублей, обеспечивается рост в 10% в 2026 году и останавливается, не смотря на инфляцию в 4%.
    На здравоохранение в ближайшие 3 года предусмотрено 1,86, 1,86, 1,91 трлн. руб., это содержание на действующем уровне, хотя эта отрасль требует удвоения финансирования.
   Долговые обязательства регионов России составляют более 3 триллионов рублей. В то же время статистика рисует суммарный дефицит региональных бюджетов всего 43, 1 млрд. рублей. Трансферты из федерального бюджета регионам, предусмотренные на 2025 и последующие годы компенсируют затраты на текущее содержание, но не предназначены на уплату долгов.
     Если подытожить, то образование в объеме ВВП будет занимать 3,3% и останется на текущем уровне. Здравоохранение замораживается на уровне 3,5% ВВП, социальная политика останавливается на уровне 10,8% ВВП, национальная экономика тоже замораживается на уровне 4,5 ВВП. Не меняются ассигнования в объеме ВВП на культуру, физкультуру, СМИ, обслуживание государственного долга. Незначительное сокращение претерпевает оборона, нацбезопасность, общегосударственные вопросы. С 2,2% до 1,7% ВВП сокращается доля ЖКХ. И только расходы на охрану окружающей среды увеличиваются с 0,5% до 0,7% ВВП.
    Совокупные расходы федерального бюджета на реализацию 19 обновленных национальных проектов в 2025–2027 годах составят более 18 трлн руб., самыми дорогостоящими из них станут проекты «Семья» (почти 8,6 трлн руб. на трехлетку) и «Инфраструктура для жизни» (3,9 трлн руб.). Всего же до 2030 года (на этот срок рассчитаны нацпроекты) планируется потратить на их реализацию 40 трлн руб., что вдвое больше, чем в предыдущую шестилетку. В 2018–2023 годах действовали 14 национальных проектов, в 2024 году к ним добавился проект «Беспилотные авиационные системы».
   Каким будет социальный бюджет? Расходы по разделу «Социальная политика» в 2025 году составят 6,49 трлн руб., или 15,7% совокупных бюджетных трат, следует из пояснительной записки к проекту бюджета. Минфин отмечает, что на социальные цели, включая приоритеты, объявленные президентом (соцподдержка, развитие здравоохранения, социальной инфраструктуры, поддержка материнства и детства), будут направлены в том числе средства, полученные в результате налоговых новаций, принятых в 2024 году. Расходы на социальную политику в 2024 году предусмотрены в объеме около 7,86 трлн руб. В Минфине поясняли, что социальные расходы бюджета в расширенном понимании (сумма расходов по разделам «Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение», «Физкультура и спорт», «Культура, кино») составляют более 30% всего федерального бюджета. Исходя из проекта бюджета на 2025 год, социальные расходы в расширенном понимании составят примерно 10,8 трлн руб. При этом, поскольку наиболее значительная доля социальных расходов в масштабах всей страны лежит на регионах и Соцфонде, в структуре расходов всей бюджетной системы на «Социальную политику» в 2025 году приходится 23,2 трлн руб., или почти 11% ВВП. Техническое снижение трат по социальному разделу в 2025 году объясняется тем, что совокупный трансферт из федерального бюджета Социальному фонду России (СФР) предполагается на уровне около 4 трлн руб., в то время как действующий закон о бюджете предусматривал его на уровне 5,28 трлн руб.
     Все это хорошо! Но может быть проще повысить зарплату и пенсии до уровня европейских, и тогда не надо было бы городить огород с этими многочисленными льготами, субсидиями и мерами поддержки.
     В заключение можно сказать только одно, что прогноз социально-экономического развития и проект бюджета сформированы на основе недостоверных данных, которые исходят не от конкретных планов и расчетов, а от предположений, которые, впрочем, никогда не сбывались. Военные расходы поглощают 40% бюджета и в ближайшие 3 года бюджет увеличивается на четверть. Нести такое бремя наша экономика не в состоянии, а народ оплачивать эти расходы не может. Долговые обязательства приравниваются к годовому бюджету, набирать новые долги уже опасно.
     Прогнозирование социально-экономического развития, как и бюджета задача бесперспективная, не способная дать положительных результатов. Отгадывание как пойдут экономические процессы, не вмешиваясь в эти процессы – это работа для дебилов, ждущих результатов, откуда их появление не может быть. В военное время только жесткое планирование и исполнение планов может дать результат, который требуется стране.
     Уродливая система оплаты труда, основанная на личной преданности и лояльности к власти, не обеспечивает комплектование специалистами ни учреждений, ни предприятий. Учителя и преподаватели покидают свои профессии и переквалифицируются в таксисты, разносчики пиццы и оседают там, где платят больше.
     Рано или поздно, но правительству придется обратиться к бюджету развития КПРФ, который указывает где взять денежные средства без ущерба для экономики и народа и на какие цели их расходовать в первую очередь, чтобы решить кадровые проблемы, а также проблемы отраслевой науки, производства оборудования и создания новых технологий.
Первый заместитель Председателя
Комитета ГД по экономической политике
Секретарь ЦК КПРФ
Н.В. Арефьев